- Блогтар
- Тәшенов Б.К.
- Өтініш
Тәшенов Б.К.
ҚР ҚМ Мемлекеттік мүлік және жекешелендіру комитетінің Төрағасы
1. Каков порядок закрепления переданного имущества за государственными предприятиями на праве хозяйственного ведения и оперативного управления (передача в уставный капитал, оперативное управление или имеются иные способы закрепления)?; 2. Обязательно ли должно быть закрепление переданного имущества за государственными предприятиями и кто принимает решение на данное закрепление (акимат города Алматы - собственник, Управление здравоохранения города Алматы – администратор программы, Управление финансов города Алматы – уполномоченный орган в сфере распоряжения коммунальной собственностью)?; 3. Можно ли рассматривать переданные государственным предприятиям основные средства как государственную безвозмездную помощь (субсидий) и признавать их как доходы будущих периодов или они являются вкладами государства в уставный капитал?; 4. В каких случаях предприятия могут отражать полученное имущество (основные средства) приобретенное за счет бюджетных средств по бухгалтерскому учету как доходы будущих периодов, и каков должен быть порядок закрепления имущества для этого (безвозмездно или какой другой способ)?; 5. Может ли передаваться имущество государственным предприятиям без принятия собственником соответствующего решения о закреплении имущества с указанием цели передачи, которое в последующем предприятием признается «доходы» или «доходы будущих периодов»?; 6. Уменьшается ли размер уставного капитала при выбытии (списании) ранее переданных основных средств по истечению срока службы?; 7. Могут ли капитальные вложения, выделенные из бюджета на материально – техническое оснащение быть признаны доходами предприятий или они являются инвестициями в уставный капитал? 8. Как должны отражаться в консалидированной финансовой отчетности у администратора бюджетной программы средства, выделенные из республиканского или местного бюджетов на материально-техническое оснащение государственных предприятий (инвестициями или нет)? 9. Не противоречит ли требование пп.23-1 (дополнение в п.1 новой редакции) п.1 ст.85 «Доходы, включаемые в совокупный годовой доход» Налогового кодекса Республики Казахстан о доходах государственного предприятия возникающих в связи с амортизацией основных средств, закрепленных на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, Закону Республики Казахстан «О государственном имуществе», Бюджетному и Гражданскому кодексам Республики Казахстан, так как согласно законодательству имуществом относящимся к основным средствам предприятия не могут распоряжаться, а имеют только вещное право (хозяйственное ведение или оперативное управление)? 10. Как должно отражаться в бухгалтерском учете подведомственных предприятий имущество приобретенное администратором программы до принятия решения о закреплении собственником (уставный капитал, доходы будущих периодов, обязательства), так как при признании имущества доходами оно будет влиять на финансовый результат предприятия и возникнут вопросы налогооблажения государственной собственности?
- СМАҒҰЛОВА СЫМБАТ ЖҰМАҒҰЛҚЫЗЫ
- Ерікті тақырыбы
- 29.07.2015
- 414
- Өтініш нөмірі 299353/2
Тәшенов Б.К. 03.08.2015, 12:00
Уважаемая Сымбат Жұмағұлқызы!
Комитет государственного имущества и приватизации Министерства финансов Республики Казахстан (далее – Комитет), рассмотрев Ваше обращение (далее – Обращение), в пределах своей компетенции сообщает следующее.
Вопрос: Каков порядок закрепления переданного имущества за государственными предприятиями на праве хозяйственного ведения и оперативного управления (передача в уставный капитал, оперативное управление или имеются иные способы закрепления)?
Ответ: Согласно пункту 3 статьи 127 Закона Республики Казахстан от 1 марта 2011 года «О государственном имуществе» (далее–Закон) имущество государственного юридического лица формируется за счет:
1) имущества, переданного ему собственником;
2) имущества (включая денежные доходы), приобретенного в результате собственной деятельности;
3) иных источников, не запрещенных законодательством Республики Казахстан.
В соответствии с пунктом 4 статьи 8 Закона государственное имущество может закрепляться за государственными юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Имущество государственного предприятия, закрепленное за ним на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, независимо от способа его приобретения (получения) является государственной собственностью.
Так, согласно статье 128 Закона приобретение и прекращение права хозяйственного ведения и права оперативного управления осуществляются на условиях и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Республики Казахстан для приобретения и прекращения права собственности и иных вещных прав, если иное не предусмотрено настоящей статьей или не противоречит природе данного вещного права.
Право хозяйственного ведения или право оперативного управления на имущество, в отношении которого собственником принято решение о закреплении его за уже созданным государственным юридическим лицом, возникает у этого государственного юридического лица в момент закрепления имущества на его балансе, если иное не установлено законодательством Республики Казахстан или решением собственника.
Вопрос: Обязательно ли должно быть закрепление переданного имущества за государственными предприятиями и кто принимает решение на данное закрепление (акимат города Алматы – собственник, Управление здравоохранения города Алматы - администратор программы, Управление финансов Алматы – уполномоченный орган в сфере распоряжения коммунальной собственностью)?
Согласно статье 17 Закона местные исполнительные органы областей, городов республиканского значения, столицы управляют областным коммунальным имуществом, осуществляют меры по его защите; закрепляют областное коммунальное имущество за областными коммунальными юридическими лицами; обеспечивают контроль за использованием и сохранностью областного коммунального имущества; организуют учет областного коммунального имущества, обеспечивают его эффективное использование;
Таким образом, решение о закреплении государственного имущества за коммунальными юридическими лицами осуществляют местные исполнительные органы.
Вместе с тем, вопросы относительно признания, отражения и учета основных средств в бухгалтерском учете государственного предприятия, а также отражения у администратора бюджетной программы средств, выделенных из республиканского или местного бюджетов на материально-техническое оснащение государственных предприятий, не входят в компетенцию Комитета, определенную Положением о Комитете, утвержденным приказом Министра финансов Республики Казахстан от 11 ноября 2014 года № 489.
При этом, ведение бухгалтерского учета и составление финансовой отчетности государственных предприятий осуществляется в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете и финансовой отчетности Республики Казахстан и учетной политикой, утверждаемой директором государственного предприятия по согласованию с уполномоченным органом соответствующей отрасли (либо местным исполнительным органом) в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности.